При жизни ею восхищались такие прославленные поэты, как Борис Пастернак и Райнер Мариа Рильке; Анна Ахматова видела в ней равную. Позднее среди поклонников ее творчества были Иосиф Бродский и Сьюзен Зонтаг. Ее стихотворения звучали и звучат в залах не только России, но и всего мира.
Яркая, прямая, стихийная, она не боялась ломать стереотипы, и, несмотря на трагическую судьбу, ее имя и ее слова продолжают жить голосами современных людей, в песнях, литературных постановках, театре и другом творчестве.
Рождение Марины Цветаевой в семье И.В. Цветаева, ученого-филолога и искусствоведа, основателя и первого директора Московского музея
изящных искусств. Мать, Мария Александровна
Майн, была талантливой пианисткой.
Начало литературной деятельности; появление первой книги стихов «Вечерний альбом», в который вошли 111 стихотворений.
Возвращение в Россию; арест мужа и дочери, новый этап бездомности и нищеты, жалкое существование за счет скупо даваемых переводов; мужа Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.
В Елабуге, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.
- М. Цветаева
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны
Майн . В четырнадцать лет она и её младшая сестра Анастасия потеряли мать, сгоревшую от чахотки – весьма распространенного заболевания той поры. Одиночество, в котором оказалась талантливая девушка, усугубило трагический склад её натуры. И возможно, во многом определило её последующую жизнь.
1906-1915 гг.
- Валентина Гинерозова,
гимназическая подруга М. Цветаевой в 1908–1910 гг.
1915-1922 гг.
"Розовая юность",
Марина Цветаева
"Але",
Марина Цветаева
«Еще не умея читать – я уже умела – на всю жизнь! – обращаться с книгами, ибо «нельзя» маминого воспитания в первую очередь относились к ним. Нельзя было браться за книгу, не вымыв предварительно руки, нельзя было перелистывать страницы, берясь за нижний угол, – только за верхний правый! и уж, конечно, нельзя было слюнявить пальцы, и заворачивать углы, и, самое для меня трудное, – ни в коем случае ничего не добавлять к иллюстрациям!»
Марина Цветаева
Марина Цветаева
Её прославила смелость
(1909-1911 гг.)
«Я пою и я ничья», -
Марина Цветаева.
Счастливейшее время моей жизни
(1911-1917)
Внешность его вполне романтическая, огромные глаза «цвета моря», как скажет Марина. Ему пришлось многое пережить, он болен распространенным в то время туберкулезом, и от этого нервен и чувствителен. Их связали не только нежность и искренняя дружба, но и единомыслие.
Марина Цветаева
5 сентября 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна – Аля, «под звон колоколов», как пишет Марина. Она посвятила своей дочери огромное количество стихотворений. Первый стих она записала в дневнике сразу после рождения Ариадны:
Начало Первой мировой войны в 1914 году странным образом совпало с роковой встречей Марины Цветаевой и поэтессы Софьи Парнок. Она оказала огромное влияние на Цветаеву и как на поэта, и как на личность. Ей Марина посвящает цикл стихов «Подруга».
А кроме того, она безоглядно, платонически влюбляется в Анну Ахматову, влюбившись в начале в её «роковой» образ и стихи.Перед «Разлукой»
1917-1922
За отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Спустя двадцать лет она напишет «Поэму о Царской Семье».
Несмотря ни на что, Цветаева продолжает много писать, участвует в жизни литературной Москвы, общается с В. Ивановым, А. Белым, А. Толстым, К. Бальмонтом, И. Эренбургом, П. Антокольским, В. Маяковским.
Первый шаг был сделан осенью 1918-го в маленькой пьесе «Червонный валет». Драма Блока «Роза и крест» - напрашивается в аналоги ей. Вторая пьеса – «Метель». Третья – «Приключение» - о легендарном Казанове. Потом – «Фортуна», «Каменный ангел» и «Конец Казановы».
Всё это были попытки преодолеть разоренный, нищий быт, тревогу за мужа, ушедшего с Белой армией в неизвестность.
После России
1922-1939
И всё же Марина остается на виду русской эмигрантской литературной жизни. Она активно печатается в берлинских, рижских, пражских, парижских издательствах. Когда в Берлине вышла поэма «Царь-девица», тут же появились благожелательные отклики.
В пражском издательстве «Пламя» в 1924 году вышла её «лютая» поэма «Мóлодец» - на сюжет сказки Афанасьева «Упырь». В ней – задатки будущих замечательных произведений: «Поэмы Конца», «Крысолова», трагедии «Тезей» («Ариадна»), «Федра».
Внешняя жизнь, простая и без событий, с лихвой компенсировалась жизнью внутренней. Конечно, Марина вновь «влюбилась» - в Рильке, иначе она не могла. И если Пастернаку она писала как «брату», то в письмах Райнеру Марии она вновь воспламенила все свои чувства.
В 1928 году, в Париже, состоялась встреча Цветаевой и Маяковского. Она подарила ему свою книгу с надписью: «Такому, как я, - быстроногому!».Москва, Борисоглебский пер., 6с1
г.Елабуга, Елабужский государственный музей-заповедник
Из интервью журналу "Кто главный"