Панорама купеческой жизни в пьесах
А.Н.Островского
К 200-летию со дня рождения русского драматурга

Уникальное в своём роде издание

вышло в свет к 195-летию открытия Государственного академического Малого театра в Москве. Именно там были поставлены 48 пьес, написанных

А. Н. Островским специально для Малого театра. Ещё при жизни писателя Малый по праву стали называть

Домом Островского.

Драматургия А. Н. Островского стала началом «нового мира» в театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком.

В книге раскрыты пять шедевров - пять пьес, показывающих разные грани таланта драматурга: святочная комедия «Бедность не порок», психологическая драма «Гроза», комедия «Лес», комедия «Правда - хорошо, а счастье лучше» и драма «Бесприданница». Тексты сопровождают работы художников, в разное время оформлявших в Доме Островского спектакли по этим пьесам.


Островский А. Н. Пьесы / А. Н. Островский ; художники А. Ф. Босулаев, А. Д. Боровский, А. П. Васильев и др. ; совместный проект издательства «Речь» и Государственного академического Малого театра России. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2020. - 496 с. : ил.

СОДЕРЖАНИЕ
  • Бедность не порок
    Впервые комедия была поставлена в Москве на сцене Малого театра 25 января 1854 года. Действие пьесы происходит на Святки в доме богатого уездного купца Гордея Торцова. Его дочь - Любовь Гордеевна - влюблена в приказчика Митю, но отец планирует выдать её замуж за состоятельного старика-фабриканта. Приказчик тоже полон нежных чувств, однако бедность мешает ему свататься к богатой возлюбленной. Воссоединиться влюбленным помогает случай.
  • Гроза
    Пьеса была написана в 1859 году под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов. Первая публикация состоялась в январе 1860 года в журнале «Библиотека для чтения». В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров, подняты темы семьи и брака, борьбы долга с влечением. Прототипом образа Катерины стала актриса Любовь Петровна Косицкая, в которую был безответно влюблён драматург.
  • Лес

    Острая социально-сатирическая пьеса реалистического направления. Многие критики сходятся во мнении, что «Лес» является одним из самых совершенных, но в то же время и самых сложных произведений А. Н. Островского. Здесь трудно ограничиться одним конкретным жанром. В комедии, написанной драматургом в 1870 году, одновременно разыгрываются несколько разножанровых пьес, что делает произведение поистине самобытным, не похожим ни на одно другое. Линия главных героев - провинциальных актёров Несчастливцева и Счастливцева - напоминает водевиль, влюблённость владелицы усадьбы Раисы Павловны Гурмыжской в гимназиста-недоучку Алексея Буланова - настоящий фарс и, наконец, чистая и искренняя любовь Аксюши, бедной девушки без приданого, к сыну купца, Петру Восмибратову - высокая романтическая драма.

  • Правда - хорошо, а счастье лучше
    Первоначальное название пьесы - «Наливные яблоки». Комедия была завершена Островским в ноябре 1876 года. Премьера состоялась в Малом театре 30 ноября того же года. Перед глазами читателей раскрывается смешная, но с другой стороны философская сентиментальная история о смелости быть счастливым. Искренним, светлым порывам души вновь придется вступить в борьбу с предрассудками о главенстве материального благополучия. Нам остаётся лишь наслаждаться тем, как тонко и мастерски под пером драматурга добро вновь одерживает победу над злом и людскими пороками.
  • Бесприданница
    Идея пьесы родилась в 1874 году, однако была полностью завершена лишь к 17 октября 1878 года. Параллельно с «Бесприданницей» драматург работал ещё над несколькими произведениями. Сороковая, юбилейная пьеса Островского написана в жанре психологической драмы. Название говорит само за себя. Главная героиня, девушка по имени Лариса Огудалова - дворянка из небогатой семьи. Она не имеет приданого, а потому не может найти себе «достойного» и богатого жениха. Центральная проблема произведения - преувеличенное значение денег и богатства в обществе в противовес богатству духовного мира. Вопреки ожиданиям автора, пьесу встретили весьма холодно.
Бедность не порок
Комедия в трёх действиях
Действующие лица
Гордей Карпыч Торцов
богатый купец
Пелагея Егоровна
жена Гордея Карпыча
Любовь Гордеевна
дочь Гордея Карпыча и Пелагеи Егоровны
Любим Карпыч Торцов
брат Гордея Карпыча, промотавшийся
Африкан Савич Коршунов
фабрикант
Митя
приказчик Торцова
Яша Гуслин
племянник Торцова
Гриша Разлюляев
молодой купчик, сын богатого отца
Анна Ивановна
молодая вдова
Маша и Лиза
подруги Любови Гордеевны
Егорушка
мальчик, дальний родственник Торцова
Арина
нянька Любови Гордеевны
Цитаты
Коршунов
«Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься».
Любовь Гордеевна
«Любви золотом не купишь».
Диалоги
  • Анна Ивановна
    - Что ж это они не идут, соколы-то наши?.. Не сходить ли за ними?
  • Любовь Гордеевна
    (Обнимает её)
    - Нет, не надо. А то, пожалуй, сходи. Сходи-ка, Аннушка.
  • Анна Ивановна
    - Что, видно, защемило сердечко-то?
  • Любовь Гордеевна
    - Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала!..
  • Анна Ивановна
    - А ты, девка, люби, да ума не теряй. Не давай повадки, чтоб не было оглядки. Посмотри прежде хорошенько, каков парень-то.
  • Любовь Гордеевна
    - Парень-то хороший... Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
  • Анна Ивановна
    - Ну, а коли хорош, так люби, тебе ближе знать. Я ведь так говорю, к примеру. Мало ли нашей сестры от них плачутся. Долго ль до греха, не спросившись-то ума-разума.
  • Любовь Гордеевна
    - Что наша любовь? Как былинка в поле: не расцветёт путем - да и поблёкнет.
  • Анна Ивановна
    - Постой-ка, девушка, никак кто-то идет. Не он ли? Я пойду, а ты подожди, может, это и он... Потолкуете по душе.
Гроза
Драма в пяти действиях

Действующие лица
Савел Прокофьевич Дикой
купец, значительное лицо в городе
Борис Григорьевич
племянник Савела Прокофьевича, молодой человек, порядочно образованный
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)
богатая купчиха, вдова
Тихон Иваныч Кабанов
сын Марфы Игнатьевны
Катерина
жена Тихона Иваныча
Варвара
сестра Тихона
Кулигин
мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле
Ваня Кудряш
молодой человек, конторщик Дикого
Шапкин
мещанин
Феклуша
странница
Глаша
девка в доме Кабановой
Барыня с двумя лакеями
старуха 70-ти лет, полусумасшедшая
Цитаты
Катерина
«Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...».
Кабаниха
«Чужая душа потёмки».
Диалоги
  • Варвара
    - Ну, а парни поглядывали на тебя?
  • Катерина
    - Как не поглядывать!
  • Варвара
    - Что же ты? Неужто не любила никого?
  • Катерина
    - Нет, смеялась только.
  • Варвара
    - А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
  • Катерина
    - Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
  • Варвара
    - Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.
  • Катерина
    (С испугом)
    - Почём же ты заметила?
  • Варвара
    - Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.
Лес
Комедия в пяти действиях

Действующие лица
Раиса Павловна Гурмыжская
вдова, лет 50-ти с небольшим, очень богатая помещица, одевается скромно, почти в трауре
Аксинья Даниловна (Аксюша)
дальняя родственница Раисы Павловны, бедная девушка лет 20-ти, одета чисто, но бедно, немного лучше горничной
Евгений Аполлоныч Милонов
лет 45-ти, гладко причёсан, одет изысканно, в розовом галстухе
Уар Кирилыч Бодаев
лет 60-ти, отставной кавалерист, седой, гладко стриженный, с большими усами и бакенбардами, в чёрном сюртуке, наглухо застёгнутом, с крестами и медалями по-солдатски, с костылём в руке, немного глух
Иван Петров Восмибратов
купец, торгующий лесом
Пётр
сын Восмибратова
Алексей Сергеевич Буланов
молодой человек, недоучившийся в гимназии
Карп
лакей Гурмыжской
Улита
ключница
Теренька
мальчик Восмибратова
Аркадий Счастливцев
пеший путешественник
Геннадий Демьяныч Несчастливцев (Гурмыжский)
пеший путешественник
Цитаты
Несчастливцев
«Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы - вода! Ваши сердца - твердый булат! Поцелуи - кинжалы в грудь! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!».
Гурмыжская
«Развращение нравов на двух концах: в невежестве и в излишестве образования; добрые нравы посередине».
Диалоги
  • Аксюша
    - Что ты такой грустный, неласковый?
  • Пётр
    - Да чему радоваться-то? Я и то уж по лесу-то хожу, да всё на деревья посматриваю, который сук покрепче. Самой-то, чай, тоже не веселей моего.
  • Аксюша
    - Мне ни скучно, ни весело, я уж замерла давно. А ты забудь своё горе на время-то, пока я с тобой!
  • Пётр
    - Так-то так, да всё радости-то мало.
  • Аксюша
    - Ах ты глупый! Как же тебе не радость, какая девушка тебя любит.
  • Пётр
    - Да что ж меня не любить-то? Я не мордва некрещёная. Да что вам делать-то больше, как не любить? Ваша такая обязанность.
Правда - хорошо, а счастье лучше
Комедия в четырёх действиях
Действующие лица
Амос Панфилыч Барабошев
купец, лет за 40, вдовый
Мавра Тарасовна
мать Амоса Панфилыча, полная и ещё довольно свежая старуха, лет за 60; одевается по-старинному, но богато; в речах и поступках важность и строгость
Поликсена
дочь Барабошева, молодая девушка
Филицата
старая нянька Поликсены
Никандр Мухояров
приказчик Барабошева, лет 30
Глеб Меркулыч
садовник
Пелагея Григорьевна Зыбкина
бедная женщина, вдова
Платон
сын Пелагеи Григорьевны, молодой человек
Сила Ерофеич Грознов
отставной унтер-офицер, лет 70-ти; в новом очень широком мундире старой формы, вся грудь увешана медалями; на рукавах нашивки, фуражка тёплая
Цитаты
Барабошев
«У меня разговор свободный, точно что льётся, без всякой задержки и против кого угодно. Такое мне дарование дано от бога разговаривать, что даже все удивляются. По разговору мне бы давно надо в думе гласным быть или головой; только у меня в уме суждения нет и что к чему – этого мне не дано. А обыкновенный разговор, окромя сурьезного, у меня всё равно что бисер».
Платон
«Сами обманывать не умеют, так людей нанимают».
Диалоги
  • Мавра Тарасовна
    - Амос Панфилыч давно уехал?
  • Филицата
    - Да он, матушка, дома.
  • Мавра Тарасовна
    - Что так замешкался?
  • Филицата
    - Да, видно, не поедет; и лошадей не закладывают, да и кучер со двора отпросился.
  • Мавра Тарасовна
    - По будням все ночи напролет гуляет, а в праздник дома; чему приписать, не знаю.
  • Филицата
    - Что человека из дому-то гонит? Отвага. А ежели отваги нет, ну и сидит дома. Вот какое дело; а то чему ж другому быть-то!
  • Мавра Тарасовна
    - Куда ж эта его отвага девалась?
  • Филицата
    - Первая отвага в человеке - коли денег много; а деньги под исход - так человек скромнее бывает и чувствительнее, и об доме вспомнит, и об семействе.
  • Мавра Тарасовна
    - Так от безденежья, ты думаешь?
  • Филицата
    - Одно дело, что прохарчился, матушка.
  • Мавра Тарасовна
    - Ты с приказчиками-то, миленькая, дружбу водишь, так что говорят-то? Ты мне как на духу!
  • Филицата
    - Да что ж! Тонки дела, тонки.
Бесприданница
Драма в четырёх действиях
Действующие лица
Харита Игнатьевна Огудалова
вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам
Лариса Дмитриевна
дочь Хариты Игнатьевны, девица; одета богато, но скромно
Мокий Парменыч Кнуров
из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием
Василий Данилыч Вожеватов
очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец
Юлий Капитоныч Карандышев
молодой человек, небогатый чиновник
Сергей Сергеич Паратов
блестящий барин, из судохозяев, лет за 30
Робинзон
Илья-цыган
Ефросинья Потаповна
тётка Карандышева
Гаврило
клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре
Иван
слуга в кофейной
Лакей Огудаловой
Цитаты
Харита Огудалова
«Счастье не пойдёт за тобой, если сама от него бегаешь».
Карандышев
«Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники – злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».
Диалоги
  • Вожеватов
    (Гавриле)
    - Гаврило, дай-ка нам чайку моего, понимаешь?.. Моего!
  • Гаврило
    (Уходит)
    - Слушаю-с.
  • Кнуров
    - Вы разве особенный какой пьёте?
  • Александр Перлов
    - Да всё то же шампанское, только в чайники он разольёт и стаканы с блюдечками подаст.
  • Кнуров
    - Остроумно.
  • Вожеватов
    - Нужда-то всему научит, Мокий Парменыч!
Выставка создана библиотекарем отдела обслуживания МАУК «Библиотека А.Аалто» Гранд-Скубик Дианой Андреевной.

При оформлении и подготовки материала использовались
фонды библиотеки А.Аалто
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website